ПО ОНЕГЕ И МСТЕ
На катере "Круиз", постройки ЗАО «Псковская лодочная верфь», я хожу с весны 2014, то есть "за кормой" четыре сезона и около 8000 километров. Прошу прощения у истинных моряков, но так как молодость была связана с авиацией, мне проще изъясняться в километрах, чем в милях и узлах. Для меня любимым способом времяпровождения на катере, помимо, разумеется, прогулок по Питерским рекам и каналам, являются непродолжительные двух-четырёх дневные походы по рекам нашего региона, например, по Неве, Ладожскому каналу или Ладоге до Волхова и далее до Великого Новгорода, а оттуда через Ильмень вверх по реке Ловать до какой-нибудь из тамошних турбаз.
Летом 2017 мы в первый раз прошли от Питера до поселка Вознесение на Онежском озере и так впечатлились, что в следующем сезоне намерены продлить этот маршрут до Кижей. Говоря "мы", я имею в виду экипаж, численность которого колеблется от двух до шести человек, в зависимости от наличия свободного времени у моих друзей и у членов их семей, а также, естественно, от погоды, которая не позволяет планировать заранее, а наоборот требует быть готовым оперативно воспользоваться её благосклонностью. На мой взгляд, оптимальным является экипаж из четырёх человек. Размеры катера позволяют чувствовать себя комфортно вчетвером, даже если из-за погоды приходится много времени проводить в каюте. Также, благодаря размерам, у меня получилось оборудовать катер биотуалетом, бнзобаками на 200 литров, отсеком для хранения канистр, необходимых для заправок в походе, умывальником и несколькими рундуками в каюте для хранения газовой плитки, посуды и т.д. В спальном отсеке сразу за постом управления удачно поместился автохолодильник. Вообще спальный отсек очень удобен для хранения вещей путешествующих, а на палубе над ним можно спокойно загорать втроём. По поводу ночлега надо сказать, что мы чаще останавливаемся на турбазах, благо они есть и появляются новые, но доводилось ночевать и в катере, причём при ночевке вчетвером двое размещаются в спальном отсеке, а двое в кокпите на боковых диванах. Тент и отопитель позволяют создать нормальные условия для ночлега.
Теперь немного о ходовых качествах "Круиза". Главной его особенностью, на мой взгляд, является отсутствие выраженного "горба сопротивления", которое позволяет идти по неспокойной воде со скоростью 15-20 км/ч и иметь при этом такой же путевой расход топлива (литр на два км. пути), как и при глиссировании с крейсерской скоростью, 40-45 км/ч. При покупке я установил на "Круиз" двигатель 90 л/с, через три года поменял его на 140. Корпус "Круиза" таков, что может глиссировать и с двигателем 40 л/с, но, по моему опыту, если оборудовать катер всем необходимым для путешествий, сделать шумоизоляцию, заправить 200 литров бензина, взять на борт экипаж, запас пива, воды, еды и т.д. и иметь возможность разогнаться до 60 км/ч, то 140 л/с будут в самый раз.
У "Круиза" есть ещё одна особенность, о которой нельзя не рассказать. Его осадка даже с полной походной нагрузкой не превышает 20 см. Эта особенность позволяет нам каждый год проделывать ставший традиционным подъем по реке Мста в Великом Новгороде. Мы поднимаемся по Мсте на 60 км до деревни Чурилово, где летом живут наши друзья. Из этих 60 км примерно 40 мы идём по глубинам от 1 м. до 40 см., чем вызываем большое удивление местных жителей, не привыкших видеть в этих краях что-либо крупнее "Казанки". На катере при этом находится 7-8 человек, двигаемся мы под мотором 6 л/с (большой мотор поднят), а скорость доходит до 10 км/ч.
Ниже я приведу несколько фотографий из наших походов, хотя мы не делаем фотоотчеты и вообще не ставим конкретных целей; нам просто нравится проводить время, перемещаясь по воде под девизом "хорошего понемножку", то есть немного рыбалки, немного пива, немного солнца и постоянно меняющийся пейзаж за бортом.
Михаил Арнаутов
г.Санкт- Петербург
В КРУИЗ НА "КРУИЗЕ"
В апреле 2023 г. ЗАО «Псковская лодочная верфь» закончило постройку нового катера типа
«Борей».
ЗАО "Псковская лодочная верфь" завершило постройку нового экспериментального судна: "МПС 9,5".